Здоровье дороже: пациенты против замены СМО территориальными фондами ОМС
Принятый в первом чтении в Госдуме законопроект о поправках в Федеральный закон №
Учитывая значимость поправок в Федеральный закон №
По данным опроса, медицинской помощью по полису ОМС пользуется 97% россиян, в том числе 67% делали это в текущем году. В то же время большая их часть (74%) за последние два года сталкивались с различными сложностями при получении бесплатных медицинских услуг. На долгое ожидание записи пожаловались 59% респондентов, на отсутствие талонов к нужным специалистам — 48%. Каждый четвертый (23%) остался недоволен качеством лечения, а каждому десятому (10%) предлагали оплатить медицинские услуги.
Когда у россиян уточнили, смогут ли они самостоятельно отстоять свои права в спорных медицинских ситуациях, 63% ответили отрицательно. Основной аргумент — не столько отсутствие необходимых знаний, сколько неготовность к такому развитию событий. В этой связи 82% опрошенных уверены: качество медицинской помощи должна оценивать независимая структура — некий внешний игрок, действующий в интересах пациента, а не того или иного ведомства в рамках системы российского здравоохранения.
Судя по результатам опроса, россияне считают СМО более эффективным и объективным инструментом контроля и доверяют таким компания больше, чем иным структурам. Именно СМО россияне доверяют: защиту прав пациентов — 67%; рассмотрение жалоб — 65%; контроль качества медицинской помощи — 59%; применение мер ответственности — 51%.
На фоне этих данных отношение граждан к реформе в системе ОМС вполне логично. Подавляющее большинство опрошенных уверены: поправки в Федеральный закон №
Отрицательное отношение граждан к поправкам в Федеральный закон №
Н.А. Даудрих, Руководитель исследовательского блока Аналитического центра ВЦИОМ, отметила: «Результаты исследования о возможных изменениях в системе ОМС показывают ряд рисков, связанных с соблюдением гарантий независимости контроля и качества медицинской помощи. Главный риск — ухудшение доступного механизма защиты. В настоящее время почти две трети опрошенных выражают запрос на профессиональную поддержку в спорах, связанных с медицинской помощью, т.е. исчезновение независимого страхового представителя лишает пациентов привычного формата защиты своих прав в этой сфере, ставит под вопрос возможность обратной связи.
Еще один риск — слияние контролера и подконтрольной системы, что часто ведет к снижению эффективности защиты прав пациентов. При этом для большинства россиян при получении медицинских услуг по полису ОМС независимость надзорных структур воспринимается как важный приоритет, а две трети прямо отмечают, что в ситуации выбора предпочтут защиту своих прав не вовлеченными страховыми организациями».
Масштабные опросы проводят не только исследовательские организации, но и СМО. В их числе и опрос в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 19 июля 2022 г. N 495 «Об утверждении методики расчета дополнительного показателя «Оценка общественного мнения по удовлетворенности населения медицинской помощью, процент».
Данные опросов, проведенных страховой медицинской компанией «СОГАЗ-Мед» за 3 кв. текущего года, продемонстрировали удовлетворенность граждан медицинской помощью по ОМС на уровне 53,1%. За тот же период предыдущего года — 49,7%. В 2023 г. показатель был ниже — 42,6%. Удовлетворенность городского населения медицинской помощью во всех вышеперечисленных периодах была в среднем в 2,5 раза выше, чем у жителей сельской местности. Что касается доступности медицинской помощи, то она, как и удовлетворенность, росла со временем. Показатели за 3 кв. таковы: 2023 г. — 35,2%; 2024 г. — 38,4%; 2025 г. — 44,2%.
«Рост удовлетворенности медицинской помощью и повышение ее доступности, которые отмечают застрахованные, мы связываем с результатами нашей деятельности. Это не только содействие при получении медицинской помощи и защита прав, но и проведение контрольно-экспертных мероприятий, проверок медицинских организаций в системе ОМС. Результаты экспертиз регулярно обсуждаются на профильных координационных советах в субъектах РФ, где, помимо СМО и медицинских организаций присутствуют представители территориальных фондов ОМС (ТФОМС), регионального минздрава. По итогам принимаются соответствующие решения, повышающие доступность и качество медпомощи на благо граждан», — говорит С.В. Плехов, заместитель Генерального директора компании «СОГАЗ-Мед».
Исходя из вышесказанного, в компании считают неприемлемой передачу функций СМО территориальным фондам ОМС. Позицию страхового сообщества, судя по опросу ВЦИОМ, поддерживают и сами застрахованные. То есть пациенты, ради которых российская система здравоохранения становится все более и более пациентоориентированной. Или нет?





